С 01.09.2022 вступил в силу пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 347-ФЗ, который внес изменения в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – «Закон о рекламе») и обязал участников рынка размещения интернет-рекламы передавать данные о ней в единую информационную систему, созданную Роскомнадзором, - Единый реестр интернет-рекламы (далее – «ЕРИР»).
Важно: новые требования касаются интернет-рекламы, которая показывается только на территории Российской Федерации.
Разграничение рекламы и иной информации не рекламного характера
Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
14.11.2023, в целях разъяснения понятия рекламы и устранения неясностей, а также для разграничения рекламы от иной информации не рекламного характера, ФАС России было утверждено Руководство по соблюдению обязательных требований «Понятие рекламы» (приказ № 821/23).
Дополнительно ФАС России даны ответы на часто задаваемые вопросы по рекламе, а также приведены примеры рекламы в Интернете, подлежащей маркировке, с которыми можно ознакомиться здесь.
Важно: каждый случай уникален и рассматривается индивидуально.
Какие есть исключения?
Маркировке подлежит вся реклама в Интернете, за исключением:
Что необходимо сделать для маркировки интернет-рекламы?
Сразу после регистрации креатива ОРД присвоит ему идентификатор рекламы (токен) – erid, который выглядит как набор цифр и латинских букв (например, 5UGfwMukZ4).
Важно: на креатив дается один токен, любое изменение в креативе требует получения нового токена.
Важно: получить идентификатор рекламы и передать информацию о размещении можете не только Вы, но и Ваш контрагент, если Вы предусмотрите соответствующие обязательства в договоре. При этом получать идентификатор рекламы и передавать статистику показов должно одно и то же лицо.
Более подробно с указанными этапами Вы можете ознакомиться здесь.
Кто осуществляет контроль?
Контролирующими органами государственной власти являются ФАС России (вопросы отнесения информации к рекламе; контроль за наличием пометки «реклама»; контроль за указанием сведений о рекламодателе) и Роскомнадзор (наличие идентификатора (токена); передача информации о рекламе в ЕРИР через ОРД).
Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований?
С 01.09.2023 вступил в силу Федеральный закон от 24.06.2023 № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым устанавливаются меры административной ответственности за нарушения в сфере маркировки интернет-рекламы:
Необходимо отметить, что административная ответственность применяется к правонарушениям, выявленным после 01.09.2023. При этом новые правила касаются, в том числе, интернет-рекламы, которая была размещена до указанной даты, продолжает демонстрироваться после этой даты, и сделка по ней не была закрыта.
Для архивных рекламных сообщений, размещение которых завершилось до 01.09.2022 (сделки по ним закрыты) и которые доступны для чтения в настоящее время, получение и размещение идентификатора не требуется. Однако рекомендуется указать дату их публикации (см. Рекомендации Роскомнадзора).