Налоговый мониторинг: порядок и условия вступления
Дорогие коллеги,
в 2025 году налоговый мониторинг продолжает набирать популярность: порядка 740 компаний из более чем 20 отраслей уже пользуются налоговым мониторингом, еще 143 компании планируют присоединиться к проекту, а в общей сложности критериям программы соответствуют более 13 тысяч компаний (по данным портала https://налоговыймониторинг.рф/).
В последнее время мы видим усиливающийся интерес бизнеса к этой теме, и в текущем обзоре собрали ответы на наиболее частые вопросы о порядке и условиях применения режима налогового мониторинга.
Налоговый мониторинг — это специальная форма налогового контроля, способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета.
Какие преимущества предоставляет налоговый мониторинг:
- данный вид налогового контроля позволяет забыть о классических проверках со стороны ФНС;
- отсутствие пеней и штрафов при выполнении мотивированного мнения;
- можно в текущем режиме узнавать о существующих ошибках и противоречиях, которые нашел ФНС.
Способы информационного взаимодействия:
- предоставление доступа к информационным системам организации;
- по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (до 01.01.2026 ст.6 Федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ);
- предоставление доступа к аналитической витрине данных.
Стать участником налогового мониторинга вправе организация, которая одновременно отвечает следующим критериям (п. 3 ст. 105.26 НК):
- общая сумма налогов за предыдущий год составила — минимум 80 млн руб. (суммируются НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, НДПИ, страховые взносы, кроме НДС и акцизов, которые уплачиваются при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС);
- доходы по бухгалтерской (финансовой отчетности) за предыдущий год составляют — не менее 800 млн руб.;
- балансовая стоимость активов на 31 декабря прошлого года — не менее 800 млн руб.
Важно: соблюдение одного или двух условий не дает права субъекту бизнеса применять налоговый мониторинг. Обязательно должны выполняться все три основания.
Из любого правила есть исключения, поэтому соблюдение вышеперечисленных условий не требуется для организаций, которые поименованы в п. 3.1 ст. 105.26 НК РФ:
- резиденты территории опережающего развития (ТОР),
- частники промышленного кластера,
- резиденты особой экономической зоны,
- бывшие участники консолидированной группы налогоплательщиков,
- государственные и муниципальные учреждения, операторы лотерей.
Также важно отметить, что 29 апреля 2025 Минфин опубликовал проект поправок в Налоговый кодекс (02/04/01-25/00154001), который в том числе включает меры развития совершенствования налогового мониторинга.
Специалисты Минфина предложили ослабить требования: чтобы перейти на налоговый мониторинг нужно будет соответствовать хотя бы одному из показателей, например, по стоимости активов, по доходу или по сумме уплаченных налогов.
Переход на налоговый мониторинг — дело добровольное. Если Ваша компания отвечает всем вышеуказанным критериям, для участия необходимо не позднее 1 сентября года (п. 1 ст. 105.27 НК РФ), который предшествует году введения мониторинга, подать заявление, включающее:
- регламент информационного взаимодействия (Приложение N 7, Приказ ФНС России от 11.05.2021 N ЕД-7-23/476),
- информацию о взаимозависимых лицах — организациях и физлицах, которые прямо или косвенно участвуют в организации, и доля участия которых превышает 25%,
- налоговую учетную политику на текущий год,
- документы, которые регламентируют систему внутреннего контроля (СВК) организации (Приложение N 13, Приказ ФНС России от 11.05.2021 N ЕД-7-23/476).
До 1 ноября инспекторы рассматривают полученные материалы и принимают решение, проводить налоговый мониторинг или отказать в его проведении, с указанием причин отказа. Возможные причины отказа указаны в п. 5 ст. 105.27 НК РФ, а именно:
- непредставление или представление не в полном объеме организацией документов;
- несоблюдение организацией суммовых критерий (ст. 105.26 НК РФ);
- несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям (Приложение N 7, Приказ ФНС России от 11.05.2021 N ЕД-7-23/476);
- несоответствие применяемой организацией системы внутреннего контроля установленным требованиям к организации системы внутреннего контроля (Приложение N 13, Приказ ФНС России от 11.05.2021 N ЕД-7-23/476).
В заключение следует отметить, что при налоговом мониторинге вместо традиционных проверок взаимодействие происходит в режиме реального времени и удаленно. Компания сама дает доступ налоговому органу к своим учетным данным.
Таким образом упрощается взаимодействие с ИФНС, минимизируются риски штрафов, пеней и доначислений. Кроме того, компания получает публичное признание как добросовестный налогоплательщик и доступ к квалифицированной поддержке в сложных налоговых вопросах. При этом компания, безусловно, должна быть полностью готова вести деятельность открыто, прозрачно и исполнять все мотивированные мнения инспекторов.
В следующих обзорах мы планируем более подробно останавливаться на разных аспектах налогового мониторинга.
Будем рады ответить на Ваши вопросы!
Оставить заявку
Другие новости

30.07.2025